Moscow-Live.ru

Российский рынок грузовиков в январе-апреле сократился в два раза из-за девальвации рубля и падения цен на нефть. В результате больше половины продаж теперь приходится на "КамАЗ". Эксперты рассчитывают, что ситуация стабилизируется летом, когда на рынке скажется госпрограмма поддержки автопрома.

В апреле 2015 года продажи грузовых автомобилей массой от 3,5 тонны снизились на 58,7%, до 3,8 тысячи штук, по сравнению с апрелем 2014 года, сообщает РБК со ссылкой на данные "Автостата". По итогам четырех месяцев 2015 года рынок сократился на 45,9%, до 17,1 тысячи машин. "Ведомости" со ссылкой на статистику "КамАЗа" сообщают, что рынок тяжелых грузовиков (полной массой 14-40 тонн) в РФ за четыре месяца 2015 года сократился на 62% до 9,2 тысячи штук. Причем падение продаж усиливается, сообщил представитель "КамАЗа" Олег Афанасьев.

По данным "Автостата", худшую динамику из топ-10 компаний по продажам в январе-апреле показали немецкий MAN (-59,8%; 585 машин), шведская Scania (-59,1%; 864) и белорусский МАЗ (-51,2%; 1,3 тысячи). В плюсе остались только японская Isuzu (+23,7%; 793) и Саранский автозавод (+10,6%; 429).

Выгоду из кризисной ситуации пока сумел извлечь только "КамАЗ", отмечает РБК. На фоне падения продаж рыночная доля российского производителя в сегменте тяжелых грузовиков выросла на 13 п.п., до 54%. В условиях экономического спада и снижения инвестиционных бюджетов потребители переориентируют спрос на более дешевую российскую технику, пояснил руководитель группы EY по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ Андрей Томышев.

Сам "КамАЗ" сжатие рынка объясняет общими экономическими проблемами, в том числе снижением объемов строительства и закупок техники нефтегазовыми компаниями, а также сложностями с привлечением финансирования. В настоящее время прекращены прежние и отсутствуют новые инфраструктурные проекты, существует неопределенность перспективы инвестиционных проектов. Также на продажи грузовиков оказывают давление обостренная геополитическая обстановка и введение санкций в отношении России, полагает российский производитель грузовиков.

В компании рассчитывают, что государственная программа поддержки автопрома, а также смягчение кредитной политики в ближайшее время приведут к стабилизации рынка. "Мы надеемся, что стабилизация начнется с лета", - уточнил представитель "КамАЗа". "Заметного эффекта от госпрограмм мы пока не ощутили, но они в итоге должны сработать", - замечает один из дилеров "КамАЗа". В этом году в компании планируют реализовать 26 тысяч машин - на 20% меньше объема продаж 2014 года.

В целом, по оценке исполнительного директора "Автостата" Сергея Удалова, падение продаж грузовиков в России может перевалить за отметку в 50%. В 2014 году в России было продано 88 тысяч грузовиков.