Moscow-Live.ru

Несмотря на усилия ЦБ по обеспечению доступности ОСАГО, проблемы с покупкой полисов не исчезли. Как показало исследование Общероссийского народного фронта, в ряде регионов купить электронный полис ОСАГО невозможно. Эксперты рекомендуют обращаться в офисы страховых компаний или обжаловать отказ в суде, пишет РБК.

Как свидетельствуют данные ежегодного мониторинга рынка ОСАГО, в целом ситуация с доступностью полисов ОСАГО в российских регионах к 2018 году улучшилась благодаря введению обязательной продажи полисов через интернет с 1 января 2017 года, но автовладельцы по-прежнему сталкиваются с проблемами. В ходе исследования почти в 60% случаях при попытке заключить договор ОСАГО через интернет у автовладельца возникли проблемы технического характера, а в четырех регионах ни одна попытка оформить e-ОСАГО не удалась. Неудачные попытки были зафиксированы в городах Черкесск (Карачаево-Черкесия), Владикавказ (Северная Осетия — Алания), Майкоп (Адыгея) и Улан-Удэ (Бурятия). Три из этих регионов входят в топ-10 самых убыточных по ОСАГО по итогам 2017 года.

Среди проблем, которые фиксировали активисты ОНФ, — зависание сайта, сложности при регистрации, проблемы с получением кодов подтверждения, объявления о временной невозможности заключить договор ОСАГО. Также сложно было перейти с сайта страховой компании на сайт РСА, где гарантированно оформляется покупка полиса у компании, выбранной случайным образом.
Замена страховщика часто не удовлетворяет клиента: предлагаемая страховая компания может быть малоизвестна или не иметь представительства в регионе страхователя. Например, в Воронеже участнику исследования предложили заключить договор​ с новокузнецкой СК "Сибирский Спас", работающей в регионе через представителя, а автовладельцу из Зеленодольска (Татарстан) — в СК "Сервисрезерв" из города Коврова (Владимирская область). А владельцы мотоциклов не могут приобрести полисы вовсе и ездят за страховками в соседние регионы.

По мнению авторов исследования, высокий процент "ошибок" при оформлении электронного полиса привязан к определенным регионам, которые признаны высокоубыточными и где число продаж ОСАГО искусственно сдерживается. В Российском союзе автостраховщиков заявляют, что проблемы с покупкой полисов е-ОСАГО носят единичный характер и вызваны ошибками в заполнении данных со стороны страхователя.

По словам экспертов, система электронных полисов ОСАГО, которая должна была полностью искоренить проблему приобретения полисов в "токсичных" регионах и дать возможность выбрать любую страховую компанию, в итоге работает так, что страховщики, не нарушая закон, могут избегать страхования нежелательных для них клиентов. По их словам, требования к работоспособности сайта страховщика недостаточно жесткие, и доказать умысел очень сложно, а эффективного инструмента контроля страховщиков не существует.

Сами же страховщики не хотят развивать продажи в "токсичных" регионах из-за проблем тарификации и обилия недобросовестных автоюристов. На высокую убыточность в регионе, из-за которой страховщики не хотят продавать там свои полисы, влияют и многие другие факторы, такие как природно-климатические условия, состояние дорог, плотность дорожного движения. В итоге у автомобилистов в проблемных регионах нет возможности выбора страховщика, а из-за технических ошибок они вынуждены оформлять полис там, где ему предложит система случайного распределения.

Как пояснил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, если автомобилист не может купить электронный ОСАГО, ему рекомендуется идти в офис страховой компании, однако там он может столкнуться с отказом в заключении договора ОСАГО без покупки доппродукта: с навязыванием дополнительных услуг в страховых компаниях столкнулись 49,6% опрошенных автомобилистов и 56% мотоциклистов. Поэтому рекомендуется приобретать доппродукт вместе с ОСАГО, а потом отказываться от него, пока не истек соответствующий срок отказа от страхового продукта.

"Если ОСАГО не продают и с дополнительными продуктами, последний вариант — до посинения заполнять электронный полис", — отметил Янин, добавив, что КонфОП известен случай, когда владелец мотоцикла заполнял данные на электронный полис ОСАГО в течение двух дней. Также рекомендуется обращаться в Российский союз автостраховщиков и Федеральную антимонопольную службу, записав процедуру покупки полиса на диктофон или на видео. Так как страховые компании не имеют права отказать в такой услуге без законных оснований, то компанию обяжут оформить полис без дополнительных услуг и наложить штраф на страховую.

Кроме того, незаконные действия страховых компаний можно обжаловать в суде: формально клиент имеет право заключать договор с любой страховой компанией, а страховщик не вправе отказать в заключении договора. Поэтому при покупке ОСАГО необходимо зафиксировать свое заявление на заключение договора страхования.

Среди других проблем, связанных с заключением договора, стоит отметить длинные очереди: активисты из Хабаровска сообщили, что очередь по предварительной записи может доходить до трех недель, из-за чего люди, купившие новый автомобиль, не могут зарегистрировать его в ГИБДД в десятидневный срок, как того требует закон, и вынуждены платить штраф.

Ранее Российский союз автостраховщиков предложил Минфину РФ ввести для автомобилистов пятидневный срок обращения за выплатой по ОСАГО. В проекте поправок к закону об ОСАГО, подготовленном РСА, указывается, что ограничение в пять дней позволит избежать спорных ситуаций, когда автовладельцы заявляют о ДТП по прошествии длительного срока. Нынешнее же отсутствие временных ограничений, по утверждению страховщиков, часто используют мошенники, поскольку в таких случаях сложно разобраться в обстоятельствах происшествия.

Если пятидневное ограничение будет введено, то автомобилистам придется объяснять свое несвоевременное уведомление о ДТП и доказывать, что у них не было возможности сделать это в указанный срок. Первый зампред комитета Госдумы РФ по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков назвал предложение РСА "изощренными попытками страховщиков уйти от выплат страхователям", отметив, что часто обратиться в страховую компанию в течение пяти дней после ДТП автомобилисты не в состоянии по ряду объективных причин.