"ЮГОностальгия": в Белграде процветает услуга для туристов - поездки на культовой машине Yugo, которая на пару лет завоевала авторынок США
 
Yugo Ciao
KGC626 / Wikipedia

Автомобиль, производящийся в стране, которой больше не существует. Под таким девизом в Белграде - столице Сербии, когда-то бывшей частью Югославии, процветает необычная услуга для туристов.

Туристический поток в эту небольшую европейскую страну, все еще не входящую в ЕС и в Шенгенскую зону, за последние годы значительно увеличился. За 2017 год Белград посетило около миллиона туристов, 850 000 из которых прибыли из-за рубежа. Для них и существует необычный сервис - экскурсии на автомобилях "Yugo", созданных на базе детища местного автопрома - автомобилей "Zastava", которые, в свою очередь, создавались на платформе Fiat 127.

"Присоединяйся к нам, товарищ!", - такой фразой встречают каждого любителя экстремальной и малокомфортной езды на символе бывшей Югославии - Yugo.

Во время трехчасового тура туристы увидят многие коммунистические памятники бывшей социалистической Югославии, закончив экскурсию в Музее истории Югославии, созданного в 1996 году в результате слияния "Мемориального Центра Иосипа Броз Тито" и "Музея Революции народов и национальностей Югославии".

"Многие люди специально приезжают сюда, чтобы насладиться ностальгической поездкой на этом культовом автомобиле. Такие впечатления нельзя больше получить нигде в мире", - рассказывает управляющая туристическим агентством Yugotour Йована Стоилькович.

Последние автомобили марки Yugo были произведены в 2008 году, и тысячи из них по сей день ездят по дорогам стран Балканского полуострова. "Это - что-то наподобие немецкого Trabant, на которых проводятся туры по Берлину", - объясняет Йована.

Пожилые американцы наверняка помнят этот странный автомобиль, который 30 с лишним лет назад пытался противостоять машинам Chryslers и Ford на американском авторынке, пишет Jakarta Post.

Yugo, Innocenti Koral, Zastava 101, Zastava Koral, Yugo Koral Cabrio - все они были произведены на заводе Zastava в городе Крагуевац в 138 км к юго-востоку от Белграда и были гордостью коммунистической Югославии. Несмотря на огромное количество произведенных экземпляров и популярность на Балканах, этот автомобиль был официально признан одним из 50 худших автомобилей за всю историю мировой автопромышленности.

Но благодаря низкой цене, эти машины были популярны не только в бывшей Югославии.

Феномену автомобиля Yugo 45, который под маркой Yugo GV (great value) с 1985 года поставлялся в США в надежде стать народным американским автомобилем, даже посвящено несколько книг. Одна из них - "Yugo: взлет и падение худшего автомобиля в истории" Джейсона Вуича.

Начало 1980 годов было временем нефтяного кризиса, американцы искали альтернативу своим автомобилям, которые жрали слишком много топлива. Она была найдена в Югославии - стране, хорошо известной гражданам США по Олимпийским играм в Сараево.

Идея покорения Америки со сверхкомпактным югославским уродцем на платформе Fiat 127 принадлежала американскому предпринимателю Малкольму Бриклину, владельцу компании International Automobile Importers (IAI), которая продавала в США Bertone X1/9 и была на грани разорения. Он хотел найти за границей такой автомобиль, который стал бы массовым в Америке, благодаря своей экономичности и дешевизне. Он приехал на завод "Застава", чтобы изучить возможность импорта эти машин, напоминавших коробку, с огромным количеством недостатков, часто ломавшихся, но чрезвычайно дешевых.

В 1985 году начались поставки Yugo в Америку, где машины по цене в 3999 долларов сразу нашли своего покупателя. За короткое время Yugo стал настоящим хитом продаж, хотя базовая модель не имела ни радио, ни кондиционера, ни подушки безопасности. Всего в период с 1985 по 1991 годы в США было продано 141 651 автомобиль этой марки. Но в итоге американцы разочаровались в качестве этих машин.

В качестве примера ненадежности автомобиль Yugo даже появился в фильме 1995 года "Крепкий орешек 3: Возмездие" с Брюсом Уиллисом и Сэмюэлем Л. Джексоном в главных ролях.

Потом Yugo экспортировались в 74 страны мира, включая Египет, Индию, Германию, Италию, страны бывшего СССР и даже Великобританию.

Теперь этот автомобиль служит лишь ностальгическим воспоминанием о времени, когда Социалистическая Федеративная Республика Югославия состояла из Боснии, Хорватии, Македонии, Черногории, Сербии и Словении.


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
DriveNetwork