Максим Акимов
Правительство России / YouTube
Максим Акимов
 
 
 

Вице-премьер правительства РФ Максим Акимов предложил регионам пересмотреть схему сотрудничества с частными операторами дорожных камер, отказавшись от привязки объема вознаграждения концессионера к объему собираемых им штрафов. С такой идеей Акимов выступил на заседании проектного комитета национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".

Как напоминает "Коммерсант", сейчас в ряде регионов дорожные камеры устанавливают и обслуживают инвесторов, получая по концессионным соглашениям деньги из бюджета по числу штрафов. Например, в Московской области компания "МВС Груп" получает 233 рубля с каждого постановления, а в Тамбовской области АО "Тамбовская сетевая компания" получает по 243 рубля. Эта схема вызывает нарекания у водителей.

Как отметил неназванный федеральный чиновник, предложение Акимова должно быть отражено в методических рекомендациях Минтранса по определению мест размещения камер – к 1 сентября документ должен быть направлен в регионы. При этом собеседник уточнил, что действующие концессионные соглашения это не затронет, и речь в целом идет только о рекомендациях.

Эксперты одобряют эту инициативу правительства. Так, по словам специалиста по системам фотовидеофиксации Григория Шухмана, оплата компаниям должна быть фиксированной с учетом частоты, объема и стоимости работ по регламентному обслуживанию комплексов, каналов связи и их восстановлению при форс-мажорных обстоятельствах. В свою очередь, координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов назвал идею пересмотреть систему оплаты "прекрасной и великолепной" новостью.

"Если так будет сделано, то это решит все проблемы. Ведь частная организация, которая ставит камеры, заинтересована в максимальной прибыли, а значит и в максимальном количестве штрафов. Для этого они договариваются с местными властями, чтобы те ставили ограничения скорости в абсурдных местах, где водители этого не ожидают и гарантированно нарушат. Важно, чтобы эта цепочка была разорвана", – считает Шкуматов.

При этом мнения частных операторов дорожных камер разделились. "Мы считаем разумной идею вознаграждения операторов непосредственно за технологическую услугу фиксации правонарушений. По нашему мнению, основным KPI технологического партнера может быть количество выявленных нарушений, качество фиксации вне зависимости от внешних условий, а также процент брака. Открытым остается вопрос, будет ли это вознаграждение фиксированным или будет иметь постоянную и переменную часть. При этом, скорее всего, такая модель взаимодействия с операторами ФВФ будет исключительно затратной для регионов и потребует отдельных источников финансирования", – заявили в пресс-службе "МВС Груп".

Однако председатель правления ГК VessoLink (дочерние компании группы работают с камерами в Костромской, Рязанской областях Севастополе) Олег Бадера резко раскритиковал идею отказа от нынешней модели. "То, что сейчас предлагается – это возврат к неэффективной схеме, когда системой фиксации будут снова управлять государственные структуры", – сказал Бадера, назвав "полной глупостью" заявления о том, что концессионеры сами ставят знаки и скрытые камеры, чтобы заработать больше денег.

По данным ГИБДД, в России сейчас установлено более 12 тыс. стационарных камер и более 4 тыс. передвижных (интерактивная карта, на которой можно найти все эти камеры, была запущена на днях). С января по июнь 2019 года с помощью комплексов было вынесено 52 млн постановлений и наложено штрафов на 35 млрд рублей.

Недавно стало известно, что президент Владимир Путин поручил правительству решить вопрос об отмене штрафов за нарушения правил дорожного движения, если они были зафиксированы неправильно установленными дорожными камерами. Такой пункт содержится в перечне поручений главы государства, подготовленном по итогам заседания Государственного совета.