5 апреля 1977 года началось производство советского автомобиля повышенной проходимости ВАЗ-2121 "Нива" (с 2005 года - Lada 4x4). Это единственная Lada, покорившая все шесть континентов, включая Антарктиду, где модель отработала несколько лет на станции "Беллинсгаузен", пишет в праздничном пресс-релизе "АвтоВАЗ".
Как отмечает производитель, главный конструктор Владимир Соловьев, ведущий конструктор Петр Прусов, дизайнер Валерий Семушкин, ведущий испытатель Вадим Котляров и другие специалисты ВАЗа создали уникальную на тот момент модель, открывшую новую эру в истории полноприводных машин.
"Несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза - эти "легковые" атрибуты были впервые применены на внедорожнике такого класса. В то время как в мире на вездеходы ставили низкооборотные моторы большого объема, ВАЗ использовал высокооборотный двигатель. Постоянный полный привод тоже был в новинку. Обычно на внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье. На "Ниве" же полный привод задействован всегда, и машина в любой момент готова к преодолению трудных участков", - с гордостью напоминают в компании.
Как добавляет "Российская газета", несмотря на то, что автомобиль был предназначен в основном для сельской местности, "Нива" вышла далеко за пределы советских деревень. Модель экспортировали в 110 стран мира. На экспорт уходила большая часть машин - 80%. Лишь оставшиеся 20% продавались в СССР.
Машина продавалась в Японии, Англии и других странах с левосторонним движением. Для чего в 1980-х годах выпускалась праворульная модификация. В Германии советскую "Ниву" считают "экзотической классикой" и довольно активно покупают ее современную версию.
Между тем сейчас "АвтоВАЗ" ведет работу над Lada 4x4 следующего поколения. Как отмечал президент автокомпании Николя Мор, облик нового поколения популярного внедорожника, вероятнее всего, будет вписан в новый, X-образный стиль марки Lada. Другие детали проекта пока не уточняются.