Проект гибридного "Ё-мобиля", громко анонсированный Михаилом Прохоровым в 2010 году и собравший более 200 тысяч предзаказов, фактически закрыт, пишет в понедельник газета "Коммерсант" со ссылкой на группу "Онэксим".
Как сообщили изданию в компании, все технологии, конструкторская
документация и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и
шасси автомобиля были переданы за символический один евро государственному
институту НАМИ. Договор о передаче прав был подписан 3 апреля. "Онэксим"
также намерен продать цеха в Санкт-Петербурге.
- В партии Прохорова не считают "Ё-мобиль" провальным проектом
Директор по инвестициям "Онэксима" Валерий Сенько пояснил
"Коммерсанту", что "конъюнктура авторынка РФ и общая ситуация в
экономике существенно изменились, ослабление рубля резко увеличило
стоимость производства", так как большую часть оборудования
планировалось закупать за рубежом. С 2010 года "параметры проекта
изменились, его бюджет мог составить 450 млн евро", а на исследования
уже потрачены "несколько сотен миллионов евро". На фоне падающего спроса
эффективность проекта стала неочевидной. Поэтому принято решение
передать наработки государству. "Ё-Авто" сохранит за собой только бренд
"Ё".
Напомним, под проект гибридного "Ё-мобиля" с газобензиновым двигателем и
электрической трансмиссией было создано СП "Ё-Авто" (51% у "Онэксима",
49% у "Яровита" Андрея Бирюкова). Сейчас "Онэксиму" принадлежит
уже 85% СП. Цена "Ё-мобиля" могла составить 350-500 тысяч рублей. Начальный объем производства планировался в 20 тысяч машин в год, было собрано 215 тысяч предварительных заявок. Бюджет проекта оценивался в 150 млн евро, выпуск машин должен был начаться в мае 2012 года.
В 2011 году "Ё-Авто" подписало соглашение с Петербургом о строительстве завода, но сроки запуска не раз сдвигались. Завод был заложен в середине 2011 года. Инвестиции в две очереди предприятия оценивались в 260 млн евро. В 2012 году на подступах к недостроенному заводу начали массово воровать кабели и светофоры. Позже
Прохоров заявлял о начале серийного производства "Ё-мобилей" в начале
2015 года. В феврале глава комитета по промполитике города
Максим Мейксин сообщил, что проект отложен на неопределенный срок.
Источники "Коммерсанта", знакомые с ситуацией, пояснили, что в связи с ростом затрат проект "стал фактически нерентабелен" и "передача технологий государству - наиболее красивый и приемлемый вариант". Они отмечают, что по ходу работы "возникало много текущих непредвиденных проблем", в итоге цена "Ё-мобиля" могла вырасти вплоть до миллиона рублей, что "в целом меняло концепцию доступного отечественного автомобиля". "В итоге было решено заморозить закупку основных линий, а потом и выйти из проекта в целом", - сказал один из собеседников газеты.
В партии Прохорова не считают "Ё-мобиль" провальным проектом
Российский бизнесмен Михаил Прохоров, который вышел из группы "Онэксим" накануне выборов в Госдуму в 2011 году, уже не имеет отношения к "Ё-мобилю", при этом в основанной им партии "Гражданская платформа" не считают проект по созданию гибридного автомобиля провальным, сообщила в понедельник агентству РИА "Новости" пресс-секретарь Прохорова Татьяна Кособокова.
В декабре 2010 года Прохоров, будучи главой "Онэксима", представил три образца гибридного автомобиля, получившего название "Ё-мобиль": хэтчбэк, фургон и кросс-купе. О разработке проекта "народного автомобиля" бизнесмен заявил еще в начале 2010 года.
В понедельник группа "Онэксим" заявила, что в текущей экономической ситуации, на фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект производства "Ё-мобиля" на заявленных условиях с прибылью стало невозможно. Техническая документация передана Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) на безвозмездной основе.
В партии "Гражданская платформа", основателем которой является Прохоров, напомнили, что он вышел из бизнеса еще накануне думских выборов 2011 года в соответствии с законодательством.
"Соответственно, все проекты компании "Онэксим" непосредственного отношения к Михаилу Прохорову не имеют. Он не занимается оперативным управлением и не принимает решений. Тем не менее проект "Ё-мобиль" мы не считаем провальным, это самая крупная венчурная (рисковая) инвестиция, проведенная в России за последние годы. Проекты с рисковыми инвестициями в нашей стране крайне мало распространены", - сказала Кособокова. Как венчурный проект "Ё-мобиль" свою функцию выполнил, добавила она.
"Идея создания гибридного автомобиля удалась: разработана новая уникальная технология, которую пытались выкупить у "Онэксима" несколько крупных мировых автомобильных холдингов, но по решению "Онэксима" она будет дальше использована", - отметила Кособокова.