Таксопарки, агрегаторы такси и диспетчерские службы, осуществляющие деятельность на территории Москвы и Московской области, с ноября 2020 года будут обязаны ежедневно передавать данные о водителях в Единую региональную навигационную систему Москвы (ГИС ЕРНИС), оператором которой является столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Об этом говорится в приказе руководителя департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова, который оказался в распоряжении газеты "Ведомости".
Из документа следует, что участников рынка обяжут передавать в ЕРНИС ФИО водителей, сведения о дате и месте рождения, месте жительства и месте трудоустройства. Список данных для передачи также включает сведения о стаже и данные водительских удостоверений. Наконец, в систему будут передаваться номера разрешения на работу в такси, регистрационные номера автомобилей, данные полисов ОСАГО и сведения о прохождении техосмотров машин и медосмотров водителей. При этом в приказе говорится о возможности поэтапного начала передачи информации при необходимости.
"Ежедневно такси перевозят более 900 тыс. пассажиров, что составляет более 330 млн пассажиров в год. Мы считаем, что за рулем такси должен быть профессионал, и безопасность каждого пассажира для нас вопрос принципиальной важности", - сообщили изданию в дептрансе.
В ведомстве добавили, что агрегаторы такси не осуществляют должный контроль за тем, сколько водитель работал, действует ли у него водительское удостоверение, есть ли страховка, защищающая пассажира, не находится ли водитель в розыске правоохранительными органами, не поддельные ли у него документы. При этом в дептрансе подчеркнули, что речь не идет о передаче данных пассажиров и их поездках.
В пресс-службах агрегаторов "Яндекс.Такси" и "Ситимобил" пообещали прокомментировать приказ дептранса после его официального опубликования. При этом в "Яндекс.Такси" отметили, что новые требования нужно изучить на предмет соответствия федеральному законодательству. Представитель агрегатора "Максим" сообщил, что компания уже передает данные о госномерах автомобилей, выданных на них разрешениях на деятельность такси и маршрутах поездок. Передавать другие данные компания не готова.
"Например, не всегда можно знать, какого водителя таксопарк посадил за руль в данный момент времени, данные о нем таксопарк может не передать сервису. Соответственно, у сервиса может просто не быть тех данных, которые потребует система, или они могут быть неактуальными", - пояснил представитель "Максим", добавив, что новые требования могут привести к посту затрат компаний, который обернется повышением стоимости поездок.
По словам неназванного сотрудника одного из агрегаторов такси сейчас компании не передают в ЕРНИС данные водителей. В систему отправляются только данные о машинах: каждому номеру автомобиля присваивается определенный ID, который вместе со статусом "свободен"/"занят" и маршрутом движения этого автомобиля направляются в ЦОДД. Другой источник в одном из сервисов добавил, что агрегатор также предает идентификатор водителя в системе (данные о водителе в обезличенном виде).
Руководитель центра компетенций Международного евразийского форума "Такси" (МЕФТ) Станислав Швагерус сообщил, что решение обязать участников рынка передавать данные приняли в рамках деятельности антитеррористической комиссии Москвы.
"Создание полноценного цифрового профиля таксиста сделает поездки по Москве безопаснее. Передача данных исключит возможность подключать к перевозке, например, злостных нарушителей ПДД", - сказал добавив, что приказ позволит дептрансу решить проблему компаний, которые не передавали данные в ЕРНИС. В частности, речь идет о сервисе премиум-такси Wheely, деятельность которого из-за конфликта с мэрией приостановил суд.
Также Швагерус назвал новые требования основой для закрепления экспериментального правового режима регулирования деятельности такси, который вводится с конца января 2021 года в рамках соответствующего закона.