Комитет Госдумы по транспорту и строительству подготовил и направил депутатам новую версию принятого в первом чтении в прошлом году законопроекта о регулировании деятельности такси. Одним из главных изменений в законе стал запрет на работу в такси водителям без российского гражданства и прав РФ.
Как пишет "Коммерсант", запрет также предлагается ввести в отношении имеющих судимость за особо тяжкие преступления (непогашенную или неснятую) и лишенных прав в течение последнего года. Кроме того, документ дает региональным властям право вводить дополнительные обязанности для водителей проходить "аттестацию на знание дорожно-уличной сети" и "функционального назначения и расположения наиболее значимых объектов инфраструктуры муниципального образования". Также в законопроекте теперь есть требование устанавливать в автомобилях тахографы для контроля режима труда и отдыха водителей.
Помимо этого, законопроект ужесточает требования к юрлицам, которые хотят получить разрешение на перевозку пассажиров. Так, если документ будет принят, компаниям, среди прочего, нужно будет предоставлять справку о наличии парковочного места для хранения машины после смены, а также документы, подтверждающие возможность проведения предрейсовых медосмотров водителей. В документе также осталась норма об ответственности агрегаторов перед пассажирами за передачу заказа водителям, не имеющим разрешения на работу в такси.
Документ предусматривает, что в регионах должны быть составлены реестры служб заказов такси, а каждый агрегатор для этого должен зарегистрировать отдельное юрлицо в субъектах, где он работает. Наконец, в законе говорится, что тарифы на перевозки в такси должны будут утверждаться компаниями в соответствии с методикой, которую предстоит разработать Минтрансу.
Представители отрасли и эксперты критически оценили обновленный законопроект о такси. Так, депутат Александр Старовойтов полагает, что ужесточение требований к водителям вынудит их уйти в нелегальный сектор, а председатель профсоюза водителей такси "Возрождение" Андрей Кудинов отметил, что тахографы стоят от 25 тыс. рублей и требуют регулярной калибровки, которая также стоит денег.
"Многих граждан беспокоит обилие иностранных водителей, законопроект эту головную боль снимает. Но есть и серьезная недоработка. Законопроект очень лоялен к агрегаторам. Согласно постановлению пленума Верховного суда 2018 года, они обязаны нести ответственность перед пассажиром, но поправки ее значительно сужают, почти отменяют. Открывается возможность для нарушения норм безопасности, ведь отвечать за это не придется. Полагаю, что агрегаторы оказали влияние на законотворцев", – отметила правозащитник и эксперт по такси Елена Гращенкова.
Пресс-секретарь агрегатора "Яндекс.Такси" Наталья Рожкова сообщила, что компания пока не получила текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению. "Известно, что рабочая группа по документу не собиралась уже полгода. Все, что мы видим в публичном поле, – это личные инициативы и мнения некоторых авторов в СМИ. Нужно привлекать экспертов, в том числе в сфере технологий. Иначе такие инициативы отбросят рынок в прошлое, приведут к росту теневого сектора, скачку цен и падению уровня безопасности поездок на такси, обнулив развитие отрасли за последние годы", – заявила Рожкова.
В свою очередь, глава сервиса заказа такси "Максим" Максим Шушарин назвал законопроект "попыткой написать закон, который отстает от реальности лет на тридцать". "Рынок функционирует на цифровых платформах, а законопроект предлагает его регулировать аналоговыми методами, игнорируя цифровизацию отрасли, социально-экономические реформы. Вместо современных механизмов предлагаются архаичные и феодальные формы", – считает Шушарин.