Российское правительство утвердило план по устранению административных барьеров и правовых ограничений при реализации дорожной карты под названием "Автонет", сообщается на сайте кабмина.
Долгосрочный план в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) по направлению "Автонет" включает 75 пунктов, предусматривающих развитие и продвижение технологий беспилотного транспорта, сервисных телематических платформ, навигационных технологий, систем содействия водителю, технологий кибербезопасности, систем беспроводной связи нового поколения, технологий в сфере электротранспорта и других транспортных средств, использующих альтернативные виды топлива, а также связанных с ними сервисов, говорится в сообщении.
- Выбраны два города для тестирования беспилотных автомобилей в РФ
- Международные эксперты заявили о полной неготовности России к беспилотным проектам на дорогах
По каждому пункту плана установлены целевые результаты, сроки исполнения и ответственные федеральные органы исполнительной власти и организации. Реализация плана будет проходить с 2018-го по 2035 год, уведомляет кабмин.
Отсутствие правового регулирования в Белом доме считают одним из главных препятствий для вывода на рынок описанных в НТИ новых видов продукции и разработки передовых решений, пишет "Коммерсант". В связи с этим в дополнение к уже действующим дорожным картам НТИ - "Аэронет", "Автонет", "Маринет", "Нейронет" и "Технет", описывающих проекты в сфере авиационного, автомобильного и морского транспорта, а также по нейротехнологиям и модернизации промышленности, - правительство утвердило еще пять карт для обеспечения реализации каждой из них, поясняет издание.
"Нормативная база уже начинает формироваться, и ее каркас должен быть создан в ближайшие два года", - сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович на совещании с главой правительства Дмитрием Медведевым 9 апреля. По его словам, сами рынки будут формироваться в течение трех-четырех лет, "поэтому нужно успеть к этому времени, чтобы играть на них серьезную роль".
Всего к 2035 году планируется подготовить более 70 нормативных актов. Например, к ноябрю 2018 года планируется разработать законопроект об установлении льготного режима налогообложения для реализации гибридных и электрических автомобилей.
К декабрю текущего года ожидается создание законодательной возможности внедрения систем контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути, а также использования автоматических наружных дефибрилляторов неограниченным кругом лиц - для последующего внедрения общедоступных дефибрилляторов, в том числе способных выдавать рекомендации по их применению.
В 2020 году правительство намерено сформулировать такие понятия, как "безэкипажное судно" и "внешний капитан", и подготовить по этой теме поправки к международным конвенциям. Тогда же планируется установить требования к безопасности автомобилей "с высокой степенью автоматизации управления" - в части систем опережающего экстренного торможения с функциями распознания неподвижного и подвижного транспортного средства, пешехода, велосипедиста, записи параметров движения ("черный ящик"), распознания дорожных знаков с информированием водителя, сообщается в публикации.
В начале апреля соруководитель рабочей группы НТИ "Автонет" Александр Гурко сообщил, что Рязань и Липецк выбраны в качестве городов-полигонов для тестирования беспилотных автомобилей в России. 20 марта глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт заявил, что Росавтодор планирует уже весной-летом текущего года продемонстрировать общественности испытательные заезды беспилотного транспорта по российским дорогам. "Мы готовы к созданию дорожной инфраструктуры, готовы принять беспилотный транспорт", - отметил он.
В первую очередь, по словам Старовойта, необходимая инфраструктура готовится на трассах Казань - Набережные Челны и А181 "Скандинавия" от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией. Эти дороги планируется подготовить для постоянного проезда беспилотников в период с 2019-го по 2021 год.
Для развития беспилотного транспорта в России реализуется проект "Караван". По словам Старовойта, также к этому проекту подключились финские коллеги, которые на своей территории реализуют аналогичный проект "Аврора" на участке трассы от российской границы до Хельсинки. Таким образом, в перспективе беспилотное транспортное сообщение свяжет Северную столицу РФ со столицей Финляндии.
Активные переговоры ведутся и с немецкими коллегами, добавил Старовойт. Еще один подобный проект реализуют РФ и Норвегия, он предусматривает организацию движения беспилотных грузовых автомобилей на участке трассы Е105 между норвежским городом Киркенес и российским Мурманском.
В августе 2017 года премьер Медведев поручил правительству проработать вопросы создания на территории РФ инфраструктуры, необходимой для беспилотного транспорта. При этом в проекте стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года электромобили, беспилотные автомобили и "подключенные" авто определены основными направлениями и трендами развития отрасли.
В ноябре прошлого года стало известно, что в рамках реализации программы "Цифровая экономика", написанной по поручению президента Владимира Путина, до конца 2021-го планируется обеспечить покрытие федеральных автомобильных дорог и объектов транспортной инфраструктуры страны сетями беспроводной связи с возможностью передачи данных, причем эти сети должны быть совместимы с зарубежными аналогами для связи "подключенных автомобилей" и беспилотного транспорта.
НТИ рассматривается как долгосрочная межведомственная программа частно-государственного партнерства по содействию развитию новых перспективных рынков на базе высокотехнологичных решений, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 15-20 лет.