Американская компания Tesla Motors выпустила новую версию программного обеспечения для своих электромобилей - Version 8, в которой реализована новая схема работы бортового радара. Как поясняется в блоге компании, алгоритм автопилота теперь полагается на радар как на один из основных источников информации о дороге и объектах на ней. Кроме того, внедрен алгоритм группового обучения автомобилей с запоминанием безопасных, подозрительных и опасных мест, передает N+1.
С 2015 года, когда была выпущена первая версия автопилота, основным источником информации о дороге для автомобилей Tesla была курсовая камера, а радиолокационная станция (радар) выступала лишь вспомогательной системой. Это объяснялось тем, что "мир слишком странно отображался на радаре": например, люди становились частично прозрачными, а предметы из дерева и пластика классифицировались как стекло.
Курсовая камера помогает избежать этих ошибок, корректируя изображение. Но она становится бесполезной в условиях снега, тумана или дождя, в то время как радар продолжает стабильно работать.
В Tesla Motors заявляют, что решили эту проблему, увеличив частоту сбора информации: теперь данные с радара приходят каждые 100 миллисекунд - в шесть раз чаще, чем прежде. Кроме того, из снимков с радара, которые поступают каждую десятую долю секунды, складываются 3D-картинки в виде подвижного облака точек, что позволит отличить двигающиеся объекты от стационарных, а также распознавать ложные отражения.
Как известно, в мае текущего года во Флориде произошла первая авария с участием седана Tesla Model S, в которой погиб водитель электромобиля. Tesla в режиме автопилота въехала под полуприцеп тягача, возникшего перед ней на перекрестке. По предварительным данным расследования, камера электромобиля приняла выкрашенный в белый цвет полуприцеп за дорожный знак. В свою очередь, радар системы автопилота "не увидел" полуприцеп, поскольку его угол возвышения специально занижен, чтобы машина не реагировала торможением на различные низкие объекты.
Для того, чтобы избежать повторения подобных аварий в будущем и ложного реагирования автопилота на перекрытия тоннелей, Tesla Motors ввела групповое обучение. Первое время после обновления ПО все автомобили Tesla никак не будут реагировать на потенциально опасные с точки зрения системы места, например въезды в тоннели. Если же водители Tesla, несколько раз проезжая такие места, будут притормаживать, все электромобили, даже никогда прежде не бывавшие в этих местах, в режиме автопилота тоже станут притормаживать. Всю эту информацию будет постоянно анализировать бортовой компьютер Tesla и если в какой-то новой ситуации он посчитает вероятность столкновения очень высокой, тормоза будут задействованы автоматически.
Как считают в Tesla Motors, это не позволит полностью избежать аварий, но зато поможет снизить скорость движения перед ДТП до безопасного уровня. В целом же доработка программного обеспечения Tesla, включая групповое обучение и активное использование радара, как обещает компания, приведет к тому, что автопилот научится использовать тормоза корректно, "даже если перед машиной сядет НЛО в густом тумане".