На днях московские власти разрешили сервисам такси бизнес-класса возобновить работу, которая была приостановлена из-за эпидемии коронавируса. Однако сервис Wheely пока оказался возобновлять перевозки из-за требований мэрии передавать данные о местоположении автомобилей компании. Об этом говорится в обращении основателя Wheely Антона Чиркунова к клиентам компании.
"Одно из условий возвращения к работе - передача данных в Единую региональную навигационно-информационную систему Москвы (ЕРНИС). Пока неизвестно, о каких именно данных речь, это должен определить департамент транспорта. Насколько нам известно, департамент настаивает на передаче геолокации всех водителей в реальном времени. Подобное требование Wheely будет оспаривать", - говорится в обращении.
Чиркунов отметил, что вопрос передачи данных не связан с пандемией - требование о подключении компаний к ЕРНИС появилось еще в 2017 году. Саму систему Чиркунов назвал "режимом бога" для департамента транспорта: система в реальном времени показывает местоположение машин всех городских служб, а с 2017 и машин служб такси (геолокация передается с телефонов водителей).
Передаваемые в систему данные помимо геолокации в реальном времени включают сведения о машинах (марка, модель, цвет, номер), водителях (ФИО, дата рождения, стаж вождения, телефон) и наличии в салоне пассажиров. По мнению Чиркунова, эти данные дают возможность постоянно следить за любым водителем, а также позволяют следить за пассажирами - зная адрес конкретного человека (адвоката, политика или журналиста), при наличии доступа к ЕРНИС можно отследить все поездки из этой точки.
"Сейчас ни один закон Российской Федерации не устанавливает обязанность передавать геолокацию машин, занятых перевозкой пассажиров - тем более, в реальном времени. Эта обязанность закреплена только для регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам - то есть для автобусов. Без федерального закона нельзя ограничивать права водителей и пассажиров на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных. Подобная норма не должна вводиться без предварительного обсуждения, участия профильной комиссии, голосования. И полномочия местных властей (города или региона) на это не распространяются", - написал Чиркунов.
Основатель Wheely также отметил, что передача данных о местоположении должна осуществляться с использованием шифрования, однако ЕРНИС шифрование не поддерживает, и геолокация от всех компаний передается в открытом виде, что позволяет хакерам получить доступ к данным при помощи простого перехвата. Это ставит под угрозу клиентов сервиса такси.
"Цели сбора геолокации всех водителей неизвестны. Также неизвестно, как эта информация используется, и у кого есть к ней доступ. Прецедентов передачи такого количества данных нет - ни в других регионах России, ни в других мировых мегаполисах. Apple и Google запретили использование геолокации даже в приложениях для отслеживания контактов с больными коронавирусом - чтобы не передавать точное местоположение людей и защитить их приватность. Я хочу привлечь общественное внимание к этой ситуации, и хочу, чтобы наши клиенты понимали, что происходит и что стоит за нашими действиями. Мы уверены, что безопасности поездок можно достичь и без нарушения конфиденциальности", - подытожил Чиркунов.