Финансовый кризис не лучшим образом сказывается и на такой отрасли, обеспечивающей автопром, как автомобильные перевозки. Ситуацию на рынке автоперевозок генеральный директор "Автомобильной торговой компании" Александр Шаповалов охарактеризовал как "катастрофическую", передает BFM.ru.
Из-за резкого падения продаж иномарок на российском рынке в разы сократились объемы перевозки. По словам Шаповалова, большие проблемы испытывают компании, использующие взятые в лизинг или частично растаможенные автовозы ? их можно использовать лишь для ввоза иномарок, а не для внутренних перевозок.
Между тем, российские заводы, где ведется выпуск иномарок, окажутся в лучшей ситуации после повышения ввозных пошлин на автомобили, поэтому спрос ожидается именно на транспортировку внутри страны.
Новые таможенные пошлины, напомним, были официально подписаны премьер-министром России Владимиром Путиным на прошлой неделе. В силу они вступят с 11 января 2009 года сроком на девять месяцев. Эксперты, как уже отмечалось, прогнозируют рост цен на новые иномарки на 8-10%. В связи с этим вероятно снижение импорта автомобилей через Калининград и Дальний Восток.
"Ввоз упал примерно на 15%, думаю, это произошло из-за финансового кризиса", - говорит начальник Дальневосточного таможенного управления Игорь Власенко. Каким будет суммарное падение импорта после повышения пошлины, остается только догадываться.
Некоторые автопроизводители спешат ввезти свои машины заранее, до Нового года и вступления в силу новых пошлин, правда площадки для хранения не подготовлены - они попросту забиты.
Так, сейчас несколько тысяч новых автомобилей Honda стоят в поле под Коломной, а доставившие их автовозы припаркованы неподалеку. В связи с падением спроса на иномарки в России и заполненностью существующих стоянок автодилеров машины некоторое время провели в финских портах Котка и Ханко, однако руководство Honda все-таки приняло решение о ввозе.
Действительно, из-за падения продаж все склады забиты машинами. Что делать крупным перевозочным компаниям, которые накупили автовозов в расчете на растущий спрос, не понятно. По слухам, некоторые дилеры уже жалуются на то, что автопрервозчики просят невероятные деньги за свои услуги.
Эксперты прогнозируют, что в течение первой половины 2009 года дилеры будут распродавать уже существующие на складе запасы и вырабатывать контракты, которые были запланированы на вторую половину 2008 года ? а значит перевозки им не понадобятся. Так, некоторые региональные компании уже распродают автовозы, поскольку многие из них были взяты под лизинговые программы или в кредит.
Автодилеры предрекают, что количество заказов на перевозку автомобилей автовозами уменьшится на 30-60% в зависимости от того, как ситуация будет развиваться дальше. Поставки машин практически всегда распланированы на два-три месяца вперед, поэтому наиболее ощутимо это будет в феврале-марте 2009 года.
Либо кризис усугубится, и тогда дилеры максимально заморозят ввоз автомобилей на склады, либо все устаканится, считают они.