Большинство российских автодилеров, прекративших работу из-за введенных властями для борьбы с эпидемией коронавируса ограничительных мер, не могут получить обещанную господдержку. Об этом говорится в письме, направленном крупнейшими дилерами премьер-министру Михаилу Мишустину. Копия письма, подлинность которого подтвердили представители нескольких компаний, попала в распоряжение "Ведомостей".
В письме отмечается, что продавцы машин имеют большие обороты и много сотрудников, поэтому дилеры не вошли в реестр малого и среднего бизнеса. При этом в перечень самых пострадавших отраслей попали лишь компании, зарегистрированные по второстепенным кодам ОКВЭД 45.11.2 (торговля розничная легковыми автомобилями и легковыми автотранспортными средствами в специализированных магазинах) и ОКВЭД 45.11.3 (торговля розничная легковыми автомобилями и легковыми автотранспортными средствами прочая). В связи с этим дилеры просят кабмин расширить перечень кодов ОКВЭД до основных и распространить меры господдержки на все официальные дилерские предприятия. Кроме того, Минпромторг, по мнению авторов письма, должен сформировать более прозрачные критерии для определения системообразующих дилеров.
Как пояснила гендиректор крупнейшего автодилера "Рольф" Светлана Виноградова, многие продавцы машин зарегистрированы по более общим кодам - 45.1 (торговля автотранспортными средствами) или 45.11 (торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности). По этой причине компании не могут воспользоваться мерами господдержки.
Президент компании "Фаворит моторс" Владимир Попов считает, что чиновники должны изменить подход к определению нуждающихся в господдержке. По его словам, задачей Минпромторга должна быть поддержка российского производства. Таким образом, в качестве одного из критериев, по которым можно определить системообразующие предприятия автодилерской отрасли, должна быть доля автомобилей российской сборки в продажах хотя бы в размере 60-70%. При это имеющийся критерий годовой выручки в размере 15 млрд рублей можно оставить неизменным.
Напомним, российские продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в апреле составили 38 922 штуки, сократившись на 72,4% по сравнению с апрелем 2019 года. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
"Российская автомобильная промышленность столкнулась с крупнейшим месячным падением розничных продаж за всю историю статистических данных, собираемых АЕБ. "Черный апрель" 2020 года нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе - даже по их устойчивости. Чтобы в новой реальности оставаться рядом с клиентами, нам всем необходимо пробовать новые креативные форматы коммуникации и продаж. Несмотря на то, что дилеры готовятся к перезапуску, я не ожидаю существенного роста продаж в мае", - заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
В конце апреля президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Олег Мосеев заявил, что по итогам месяца продажи машин могут упасть на 93-95% по сравнению с прошлым годом. Прогноз аналитиков из компании BCG гласит, что из-за эпидемии коронавируса продажи машин в России в этом году могут упасть вдвое по сравнению с 2019 годом. Если это произойдет, рынок сократится до рекордно низкого уровня за последние 20 лет.