Продажи легковых автомобилей и LCV в России в 2014 году упали на 10,3 процентов к уровню предыдущего года и составили 2,49 млн единиц, сообщает ТАСС со ссылкой на отчетную конференцию Ассоциации европейского бизнеса. Кризис в автомобильной отрасли продолжится и в 2015 году: по оценке АЕБ, рынок просядет на 24 процента.
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер не нашел ни одной причины надеяться на положительную динамику в текущем году. "Мы находимся в кризисе, это факт. Вопрос только в том, насколько он будет глубоким и насколько он будет продолжительным", - сказал он.
"Если смотреть на этот прогноз с исторической перспективы, то можно сказать, что 2015 год находится на уровне не лучших 2006 года или 2010 года. 24 процентов - это, конечно, большой спад, но менее драматичный, чем спад, который мы видели в 2009 году - тогда был обвал продаж", - добавил Шрайбер.
Именно 2009 год был худшим для современного российского автопрома: тогда рынок упал на 49 процентов - до 1,46 млн единиц. В 2015 году некоторые производители прогнозируют падение больше 25 процентов, но, по словам представителя АЕБ, обвала, как в 2009 году, рынок не ожидает.
Опрошенные аналитики и участники рынка соглашаются с оценкой снижения рынка, данной АЕБ.
"В целом, 24 процента год к году - это вполне обоснованный прогноз", - говорит аналитик RMG Андрей Третельников. Руководитель марки Skoda в России Любомир Найман отметил, что компания согласна с прогнозом АЕБ. Сама марка готовится к снижению продаж в РФ, но хочет "делать это не так стремительно, как рынок", подчеркнул топ-менеджер. В Renault также поддерживают прогноз АЕБ, в Toyote и Nissan воздержались от оценки рынка.
"Прогноз АЕБ в целом соответствует нашим ожиданиям, но все будет зависеть от цены на нефть и, соответственно, курса рубля в течение следующих нескольких месяцев", - подчеркнул глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович.
"С высокой степенью вероятности можно говорить, что I квартал будет провальным", - утверждает аналитик Газпромбанка Кирилл Никода. "2015 год, особенно первая его половина, будут для авторынка очень непростыми. Удержать рынок от резкого обвала может только взвешенная политика автопроизводителей, а также меры стимулирования отрасли со стороны правительства", - говорит Алексей Шапкин, директор дилерского центра "Audi Центр Север" автодилера "Рольф".
Падение курса рубля и, соответственно, рост цен приводят к тому, что импорт новых автомобилей продолжит падать двузначными темпами, увеличивая долю автомашин, произведенных на территории России, отмечает Никода из Газпромбанка. "Возможно, тенденцией станет и ухудшение в показателях продаж автомобилей в премиум-сегменте - наиболее устойчивом к кризисным явлениям", - прогнозирует он.
Газпромбанк ожидает оптимизацию сети дилеров, рост локализации и повышение эффективности труда. "В региональной структуре продаж, скорее всего, увеличится доля крупнейших регионов - Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга", - считает Никода.
Эксперты в целом не рассчитывают на активизацию спроса на автомобили в текущем году, считая, что надеяться можно только на маловероятное стечение обстоятельств. "У населения еще есть рублевые сбережения, и, возможно, под воздействием каких-то внешних факторов они потратят их на автомобиль, что приведет к всплеску, наподобие того, который мы видели в конце 2014 года", - предполагает аналитик RMG.