Японский автоконцерн Toyota и российский автопроизводитель "Соллерс" расторгли контракт по производству автомобилей Land Cruiser Prado на дальневосточной площадке российского производителя. В Toyota причиной закрытия проекта называют "экономическую нецелесообразность", эксперты считают, что и другие сборочные СП "Соллерс" во Владивостоке - с Mazda и SsangYong - находятся в зоне риска.
Обновленный внедорожник Toyota Land Cruiser Prado выпускается на заводе Toyota Tahara и будет импортироваться в РФ из Японии, следует из сообщения Toyota. Ранее модель производилась на мощностях завода "Соллерс" во Владивостоке ("Соллерс-Буссан" - паритетное СП "Соллерса" и Mitsui & Co.)
"Произошла остановка производства в июле. На сегодня контракт расторгнут", - сообщил ТАСС официальный представитель компании Sollers. Решение было принято по соглашению четырех сторон - "Соллерс-Буссана", Mitsui & Co., "Соллерса" и Toyota, сообщил представитель японского автопроизводителя.
В Sollers уточнили, что производственная площадка, на которой ранее производился в том числе LC Prado, выпускает сейчас автомобили Mazda. На это производство также переведен персонал, который ранее работал на линии, выпускающей автомобили Toyota. В Sollers также сообщили, что совместно с Mitsui компания "рассматривает возможность производства" на этой площадке и других моделей, поэтому сокращение персонала на заводе не планируется.
В Toyota уверяют, что разрыв договора не связан с текущей рыночной ситуацией и не имеет политической подоплеки: "Партнеры пришли к заключению, что проект экономически нецелесообразен в долгосрочной перспективе".
Источники "Коммерсанта", знакомые с ситуацией, рассказывают, что стороны договорились о том, что Toyota Motor Corp. выплатит "Соллерс-Буссан" часть затрат, связанных с закрытием проекта. Другой собеседник газеты в отрасли утверждает, что решение о расторжении сотрудничества Toyota приняла в одностороннем порядке около полугода назад.
Площадка "Соллерса" на Дальнем Востоке состоит из двух производственных компаний - "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" и "Соллерс-Буссан". "Соллерс-Буссан", основанное в 2010 году, запустило крупноузловую сборку Toyota Land Cruiser Prado в феврале 2013 года.
Управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев заявил "Коммерсанту", что поиск нового партнера для "Соллерса" будет затруднительным: до окончания соглашения о промсборке осталось три года, при этом "рынок тяжелый, быстрого восстановления не ожидается". Сейчас "Соллерс-Буссан" по соглашению о промсборке необходимо увеличивать локализацию, но ни одна сторона не была намерена вкладывать дополнительные инвестиции, отмечают эксперты. Бончев полагает, что аналогичных расторжений договоров можно ожидать и от других дальневосточных проектов "Соллерса" - c Mazda (СП Mazda-Sollers) и SsangYong.