Новейшие цифровые мультимедийные системы и системы безопасности автомобилей, суммирующие и обрабатывающие многочисленные данные как по автомобилю, так и по его владельцу, - это палка о двух концах. Создавая для автолюбителей комфортные и безопасные условия вождения, мировые автопроизводители одновременно собирают различные данные о водителях, ведут за ними слежку и затем передают весь массив информации третьим лицам.
Как пишет The Washington Post, с помощью систем, подключенных к интернету, автоконцерны следят за местом расположения машины, скоростью вождения, за тем, какая музыка играет в салоне, какие места для посещения выбирает водитель в навигаторе, как водитель реагирует за происходящим на дороге, вычисляют вес водителя и пассажиров, их вкусовые предпочтения в еде и многое другое. Не говоря уже о том, что любое местоположение вашего автомобиля может быть вычислено мгновенно, а его двигатель и другие системы могут быть заблокированы.
Эксперты не отвечают точно на вопрос, зачем именно автокомпаниям нужны все эти личные данные, собранные с десятков миллионов машин по всему миру, но полагают, что они впоследствии продаются третьим лицам, в том числе маркетинговым фирмам.
Издание приводит выдержки из договора купли-продажи концерна Honda, подписывая который, будущие владельцы автоматически разрешают компании отслеживать местоположение транспортного средства. Эксперты отмечают, что таким образом автомобиль, уже превращенный в компьютер на колесах, собирает о вас данные точно также как и лежащий в кармане смартфон - все передвижения записываются, суммируются, анализируются, и в итоге конечный пользователь этих данных видит полную картину, получая доступ к вашим личным данным, привычкам и даже манере поведения.
Автопроизводители знают, куда человек ездит, какие маршруты выбирает, как часто и какие именно посещает магазины, кафе, учреждения, где владелец машины делает покупки, какая погода в каждый конкретный момент в местах, где он побывал, какие именно действия он совершал до и в момент ДТП. Контролируя повседневные передвижения, автоконцерны получают огромное количество и специфической информации - как именно конкретный человек управляет транспортным средством, как быстро он ездит, как тормозит, сколько топлива сжигает его автомобиль, какие развлечения водитель предпочитает.
Ваши поездки дают ценную информацию корпорациям, правительственным ведомствам или правоохранительным органам. К примеру, регулярные посещения определенных клиник дадут информацию о ваших заболеваниях, регулярные приезды в районы, где идет торговля наркотиками, дает полиции возможность подозревать вас в их покупке.
Некоторые автомобилестроители уверяют, что собирают данные о клиентах лишь с их разрешения - в длинных соглашениях о предоставлении услуг эти пункты так глубоко спрятаны, что клиенты не обращают на них внимания. Но чаще всего автоконцерны собирают информацию и персональные данные, вообще не ставя в известность владельцев машин.
Как говорит Лиза Роснер, директор по маркетингу компании Otonomo, которая как раз собирает и продает данные, полученные от автомобилей, деля вырученную прибыль с автоконцернами, производители реализуют свою новую стратегию: они уже не просто поставщики аппаратных средств, они - разработчики программного обеспечения.
"Первый американский многоразовый транспортный космический шаттл содержал 500 тысяч строк программного кода, а теперь сравните это с продукцией Ford, транспортные средства которого к 2020-му будут содержать до 100 миллионов строк кода. Это уже космические корабли с турбинным двигателем, а не просто агрегаты, выдающие лошадиные силы", - говорит Роснер.
Только по дорогам США в данный момент ездят 78 миллионов автомобилей с встроенными системами передачи данных. А к 2021 году 98% всех новых автомобилей, проданных в США и Европе, будут оснащены такими системами. Такие цифры были оглашены на открывшемся на этой неделе в Детройте Североамериканском международном салоне (NAIAS).
Концерны объясняют сбор личной информации о владельцах машин желанием улучшить рабочие характеристики транспортных средств и их систем безопасности, дабы уменьшить количество ДТП и смертельных случаев на дороге.
Транспортные средства стали оснащаться первыми автоматизированными системами еще в 1960-х годах прошлого века. Главным образом это были системы диагностики и регистраторы данных, так называемые черные ящики автомобилей. Но раньше все эти данные оставались в машине, а теперь все изменилось благодаря интернету.
"Большинство людей не понимает, как много всякого может рассказать о них их автомобиль", - говорит исполнительный директор адвокатской группы World Privacy Forum Пэм Диксон, отмечая, что по этим данным можно выяснить привычки человека. А огромное количество компаний хотело бы приобрести такие данные, чтобы использовать эти привычки.