Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров прокомментировал введение в России электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС), которое должно начаться с 1 июля 2017 года.
В интервью "Комсомольской правде" министр сообщил, что электронный паспорт автомобилей даст возможность прослеживать жизнь автомобиля от момента производства, продажи или ввоза на территорию страны. Здесь будет отражена вся судьба - "были ли аварии, как его ремонтировали и где, кто был владельцем и сколько километров проехал".
"Это защита от недобросовестных продавцов, которые фальсифицируют данные по этим авто. Отследить можно будет через данные техосмотров и техобслуживания. Все это будет возможно вносить в электронный ПТС", - сообщил Мантуров, отметив, что, к примеру, скручивать пробег машины станет просто бесполезно.
После введения ЭПТС водителям не надо будет предъявлять бумажный вариант техпаспорта. "Водитель вообще не должен ни возить ПТС, ни предъявлять, как и бумажный сейчас. При этом не надо путать со свидетельством о регистрации автомобиля – его всегда надо иметь при себе. Вся информация все равно будет в электронном виде, в Системе электронных паспортов. При необходимости инспектор сам проверит паспорт через Систему", - сказал министр.
Напомним, с 1 июля при покупке машины россияне должны получать уже электронный паспорт транспортного средства (ПТС) вместо бумажного. В нем будет больше информации как о машине, так и о владельце. Однако бумажный ПТС никто не отменяет, их будут использовать наравне с новыми ЭПТС.
Переход на электронный паспорт не является обязательным, и те, кто не захочет обменивать старые ПТС на электронный, смогут до конца срока жизни машины иметь бумажный паспорт. Но, как считают в ГИБДД, автомобиль с прозрачной историей в ЭПТС будет иметь значительное преимущество при продаже на вторичном рынке.
В нынешнем бумажном ПТС 24 графы, в которых содержится информация о технических характеристиках автомобиля, и шесть граф о данных владельцев машины. А электронный паспорт технического средства - это запись в специальной базе данных, в которой содержатся все сведения об автомобиле, всех собственниках с указанием их СНИЛС, ИНН, телефонов и электронной почты (на нее придет выписка, которая будет аналогом бумажного ПТС), о всех ДТП, в которых участвовало транспортное средство, о прохождении техосмотров, возмещения ОСАГО и КАСКО, данные по автокредитам.
Размер оплаты за оформление такого электронного варианта паспорта для граждан и юрлиц - 600 рублей вместо нынешних 800 рублей за бумажный ПТС.
Впрочем, специалисты сомневаются, что к 1 июля удастся качественно подготовиться к переходу на ЭПТС, и ожидают переноса его введения на 1 января 2018 года. С таким предложением недавно выступили российские автоконцерны. По их мнению, это необходимо для "плавного перехода и стабильного функционирования системы", которая еще не доработана. В ней много неопределенностей - от передачи прав собственности и оформления импортных автомобилей до необходимости иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП) для владения машиной.
Особенно остро стоит вопрос оформления ЭПТС с доработчиками коммерческого транспорта в малом и среднем бизнесе, многие из которых не обладают собственной информационной системой.
В то же время в разработчике ЭПТС - АО "Электронный паспорт" - уверяют, что большинство проблем решаемо и отсрочка не требуется. По их мнению, переходный период идет уже год, а его продление приведет к очередному бездействию.