В рабочей группе "Автонет" Национальной технологической инициативы (НТИ), определяющей вектор развития отечественного автотранспортного рынка, подготовили концепцию обновленной дорожной карты, рассчитанной до 2035 года. По их прогнозу, через 15 лет основными игроками авторынка в России будут не автомобильные концерны, а поставщики информации на борт автомобиля.
Формирующийся в РФ новый рынок "Автомобиль как услуга", а не предмет владения, может стать доминирующим уже к 2030 году. С помощью смартфона или компьютера можно будет заказывать транспортную услугу в любом месте и в любое время, а необходимость в личном владении автомобилем практически отпадет. Но для успешного развития этого рынка потребуются цифровые сервисы, которые помогут сделать автомобильный транспорт удобнее и доступнее для населения. На поддержку и развитие таких сервисов и направлена концепция "Автонет 2.0".
В ее основу легла концепция "интернета перевозок" (Internet of Transportation), которая является естественным продолжением концепции "интернета вещей" (Internet of Things). Как пишут "Известия", после появления на улицах общего пользования автономных транспортных средств, то есть после 2020 года, прогнозируется лавинообразный рост рынка совместного использования автомобилей и появления персонализированных транспортных услуг. Модели общественного и частного транспорта будут постепенно объединятся в одну. Ключевым фактором успешного развития транспорта будущего станут бизнес-модели новых страховых, финансовых и различных других коммерческих услуг, основанных на использовании IT-платформ. Такие цифровые сервисы позволят генерировать дополнительные доходы, в том числе за счет продажи развлекательного медиаконтента, рекламы, продуктов питания и напитков.
Крупнейшие транспортные компании уже активно инвестируют в развитие технологий автономности, в частности создают беспилотные грузовики и такси. В российских мегаполисах рынок умной городской мобильности уже достаточно хорошо развит. В Москве работают шесть каршеринговых компаний, доступны велосипеды для краткосрочной аренды, агрегаторы такси.
Для автопроизводителей основными направлениями развития также становятся автономные, подключенные и электрические автомобили, а также сервисы умной городской мобильности.