Рен ТВ
 
 
 

Правительству России, видимо, показалось недостаточным повышения таможенных пошлин на иностранные автомобили. Борьбу с растущим числом иномарок в стране и одновременно поддержку отечественного автопрома решили продолжить новым способом. Так, в Госдуму внесен законопроект, который заставит владельца подержанной иномарки предъявлять на границе сертификат соответствия его машины "российским техническим требованиям безопасности".

Эксперты уверены, что принятие такой нормы откроет таможенникам "большие возможности" для коррупции. Об этом пишет газета "Новые известия".

Авторы законопроекта ? депутаты от "Единой России" Олег Морозов и Николай Гончар ? считают, что высокая аварийность на наших дорогах ? это результат большого числа ввезенных иномарок с пробегом, которые "не соответствуют требованиям по безопасности".

Существующие сейчас меры определяют требования только к новым автомобилям, которые ввозятся из-за рубежа. Однако на иномарки, бывшие в эксплуатации, эти требования не распространяются. То есть сегодня на таможне у водителя, который перегоняет старенькую иномарку, при выдаче на нее техпаспорта, не спрашивают каких-либо документов, подтверждающих, что машина отвечает установленным требованиям безопасности. Для таможенников важно лишь ее соответствие экостандарту "Евро-3".

Ежегодно, по данным авторов законопроекта, таких "непроверенных" автомобилей в Россию ввозится около 400 000. Причем многие иномарки с пробегом не отвечают требованиям как по пассивной безопасности (конструкция кузова и кабины, ремни безопасности), так и по активной (тормоза, освещение, шум, электромагнитная совместимость светотехники).

Чтобы исправить ситуацию, законодатели предлагают обязать на таможне владельца старой иномарки предъявлять сертификат, что его автомобиль действительно безопасен для эксплуатации в России. В противном случае ему просто не выдадут паспорт ТС.

Эксперты считают, что новая идея правительства лишь усилит коррупцию на таможне.

"Норма явно поспособствует усилению коррупции и станет хорошим поводом для взяток. Таможня и так у нас особо не славится чистоплотностью, но это будет у нее еще одной крайне выгодной статьей дохода", ? считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Так, к примеру, "за отдельную плату" таможенникам достаточно будет просто вбить в базу данных другой год выпуска перегоняемого через границу автомобиля ? "и машинка уже новая и достойна постановки на учет".

Упомянутые в законопроекте "национальные требования безопасности" пока находятся на стадии разработки. По мнению Травина, власть не случайно затягивает с принятием критериев для оценки безопасности автомобилей - она прекрасно понимает, что по ним нужно будет оценивать не тоько иномарки, но и отечественные автомобили. "А об этом просто страшно даже думать, ибо наш автопром тогда придется закрыть", ? говорит он.

По его словам, старые иномарки "этот экзамен выдержат", а новые российские машины ? нет. "Не случайно же "Жигули" в некоторых странах просто запрещены как несоответствующие европейским нормам. Если сравнивать наши новые "семерки" и какую-нибудь BMW 7-летней давности, я вас уверяю, что последняя по безопасности будет гораздо надежнее", - говорит эксперт.

Но даже если какие-то требования и будут приняты в ближайшее время, то все равно, по словам специалистов, по критерию "новые-старые" никто не сможет точно определить, насколько автомобиль безопасен. Ведь иногда и новые машины ввозятся в Россию не в лучшем состоянии. Например, после наводнения в Германии к нам в страну ввозили большими партиями новые автомобили, явно непригодные, так как были испорчены водой.

Травин уверен, что если власть действительно заботится о безопасности своих граждан, она должна проверять "фактическое состояние всех автомобилей", а не просто "перекрывать дыхалку европейским и японским машинам", чтобы "продвигать в стране отечественные поделки".