Льготные автокредиты в рамках госпрограмм "Семейный автомобиль" и "Первый автомобиль" оказались невыгодны для банков, которые их предоставляют. В связи с этим банкиры просят Министерство промышленности и торговли РФ, курирующее эти программы, изменить их условия, сообщает "Коммерсант".
Банкиры недовольны тем, что многие граждане берут такие кредиты только для того, чтобы воспользоваться предусмотренными в рамках упомянутых программ скидками к цене машины, а затем гасят их досрочно. По данным источников газеты, почти 10% кредитов, оформляемых в 2017 году по программам "Семейный автомобиль" и "Первый автомобиль", погашаются заемщиками в течение первых трех-четырех недель, из-за чего банки теряют прибыль.
- Объем автокредитования в РФ вырос за год почти на 40%
Этот вопрос активно обсуждался на днях на совещании у заместителя главы Минпромторга Александра Морозова с участием банкиров, рассказал журналистам представитель одного из крупнейших банков страны.
Представитель другого банка указал: "Данные программы были разработаны как адресная поддержка людей, которые не могут купить машину без подобных льгот. Сейчас же каждый десятый кредит берется людьми, желающими просто получить скидку по данным программам".
По его словам, для банков это достаточно критичный вопрос, поскольку по таким кредитам они недополучают прибыль, и Минпромторг готов обсудить и поддержать любые предложения от участников рынка по корректировке программ для минимизации досрочно закрытых договоров кредитования.
Условия госпрограмм не ограничивают заемщиков в сроках кредитования, и заемщик ничего не нарушает, закрывая кредит досрочно. В Минпромторге пояснили, что специально не ограничивали сроки погашения кредитов, позволяя клиентам самостоятельно планировать свои расходы на покупку автомобилей.
Программы "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" были запущены в июле 2016 года. В рамках этих программ семьи с двумя и более детьми, а также граждане, впервые покупающие машину, могут рассчитывать на скидку 10% от стоимости автомобиля в дополнение к льготной ставке по кредиту (государство субсидирует до 6,7 процентного пункта).
Максимальная цена машины, которую можно приобрести по этим программам, составляет 1,45 млн рублей. Срок кредитования в 2017 году не должен был превышать 36 месяцев, в 2018 году он будет увеличен до 60 месяцев.
По данным аналитического агентства "Автостат", к середине ноября текущего года в России было продано более 37 тыс. автомобилей по программе "Семейный автомобиль" и более 26 тыс. в рамках "Первого автомобиля".
В конце ноября Минпромторг предложил продлить на 2018 год эти программы, а заодно расширить список машин, которые можно приобрести в кредит с 10-процентной скидкой. При этом россияне, купившие автомобили по этим госпрограммам, не будут платить НДФЛ на эту скидку, предоставляемую государством.