Минпромторг попросил правительство включить Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), разрабатывающий проект автомобилей для первых лиц государства "Кортеж", в список ФГУП, которым разрешено заключать госконтракты вне процедур закона о контрактной системе. Без этого, как опасаются в министерстве, можно сорвать сроки проекта и потерять секретную информацию.
Как пишет "Коммерсант", в обращении Минпромторг указывает, что с 2013 года НАМИ - головной исполнитель разработки госпроекта "Кортеж", который должен завершиться в 2018 году.
По мнению министерства, проект "становится нереализуемым в полной мере с должной степенью новизны и качества", так как ограничен законом ФЗ-44, который, в частности, запрещает контрактацию нескольких поставщиков на одну работу.
В январе правительство опубликовало список из 64 ФГУПв, имеющих право заключать госконтракты не по ФЗ-44. Минпромторг просит добавить в этот список и НАМИ.
Министерство утверждает, что проведение конкурсных процедур создает конфликт с принятыми обязательствами и приведет к приостановке работы с поставщиками. Ведомство также беспокоится, что при открытых закупках информация передается неограниченному кругу лиц, но все результаты работ по "Кортежу" конфиденциальны, а часть из них - секретны. Кроме того, отмечается в обращении, по ФЗ-44 невозможно заключать договоры с иностранными контрагентами, которые иногда бывают единственными исполнителями.
В то же время эксперты, опрошенные "Коммерсантом", указывают, что ФЗ-44 не запрещает использовать иностранный опыт и не содержит глобального запрета на привлечение иностранных исполнителей, хотя и ставит достаточно жесткие правила. Более того, по закону заказчик и так обязан обеспечить сохранность, неприкосновенность и конфиденциальность заявок, поданных на открытом конкурсе. "Незнание этих процедур и порядка их организации порождает скорее вопрос о компетентности заказчика, нежели о несовершенстве закона", - комментирует юрист Сергей Казаков.
Проект "Кортеж" был анонсирован российскими властями в 2012 году. Он предполагает создание на единой модульной платформе премиальных седанов для первых лиц государства, включая большой президентский лимузин, а также машин сопровождения - внедорожников и минивэнов.
Первую партию из 200 автомобилей должны собрать на площадке НАМИ в 2017 году, а затем серийное производство будет вестись на площадках УАЗ и Ford, принадлежащих компании Sollers. Инвестиции из бюджета РФ в проект "Кортеж" планировались в размере 12,4 млрд рублей с разбивкой на четыре года.
Президентский лимузин должен быть готов к инаугурации 2018 года. Прошлой весной стало известно, что он на 80% будет собран из иностранных деталей .
Летом сообщалось, что тестовые образцы машин успешно проходят испытания и что в 2018 году серийные версии моделей могут поступить в свободную продажу.