Минэкономразвития считает возможным изменение условий тестирования беспилотных машин в России, которое среди прочего позволит компания испытывать автомобили без водителя в салоне. Об этом говорится в отзыве ведомства на план по развитию беспилотного транспорта, предложенный компаниями "Яндекс", "Сбербанк", "КамАЗ" и группой "ГАЗ".
Из отзыва следует, что ведомство поддерживает расширение условий опытной эксплуатации беспилотного транспорта и подготовку к постепенному переходу к его полноценной эксплуатации. Тарасенко считает возможным тестирование беспилотников с водителем на пассажирском сиденье, ограниченное тестирование без водителя в салоне, а также коммерческую эксплуатацию беспилотников в случае наличия водителя за рулем, пишет РБК.
Напомним, 1 декабря 2018 года в России вступило в силу постановление правительства о проведении трехлетнего эксперимента по тестированию в Москве и Татарстане беспилотных автомобилей с водителями в салоне на дорогах общего пользования. В конце февраля 2020 года правительство расширило список регионов для тестирования беспилотных автомобилей с двух до 13. К Москве и Татарстану присоединились Санкт-Петербург, Московская, Владимирская, Самарская, Нижегородская, Новгородская и Ленинградская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Краснодарский край и Чувашия.
По итогам встречи с ведущими российскими инвесторами, состоявшейся 11 марта, президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить условия для проведения на дорогах общего пользования испытаний беспилотных машин без инженеров-водителей в салоне. Выполнить это поручение кабмин должен до 31 мая. После этого "Яндекс", "КамАЗ", "Сбербанк" и группа "ГАЗ" разработали совместный план по расширению условий эксплуатации беспилотных автомобилей. В нем компании предложили разрешить тестирование беспилотников без водителя за рулем на дорогах общего пользования, коммерческую эксплуатацию беспилотников со страхующим водителем-испытателем за рулем или на пассажирском месте, а также тестирование без присутствия инженера-испытателя в салоне на ограниченных территориях.
Также компании предлагают к концу года создать минимум одну закрытую тестовую зону с покрытием мобильной связи 5G вне дорог общего пользования для тестирования беспилотников, а к октябрю 2021 года разрешить тестирование беспилотников без водителя-испытателя в салоне на дорогах общего пользования, в том числе для коммерческих целей. К декабрю 2023 года компании предлагают полностью снять запрет на использование беспилотников без водителя.
Представитель "Яндекса" считает, что принятие плана поспособствует созданию благоприятной регуляторной среды, ускорит развитие технологии и поможет России оставаться в авангарде развития беспилотного транспорта, наряду с Китаем и США. "Однако в этих двух странах регулирование сферы беспилотного транспорта открывает больше возможностей, чем в России. Например, в ряде штатов США уже возможен запуск коммерческого сервиса полностью беспилотного такси. Чтобы наша страна продолжала занимать лидирующие позиции, необходим переход к более прогрессивному регулированию", - считают в "Яндексе".
В письме Тарасенко предлагает компаниям проработать вопрос регулирования аварий с участием беспилотных автомобилей и предусмотреть страхование ответственности за вред, причиненный с использованием беспилотников. Также ведомство предложило дополнить план мероприятиями по устранению международного запрета на эксплуатацию беспилотных автомобилей без водителей. Такой запрет содержит Венская конвенция о дорожном движении, а с инициативой приостановить действие в России соответствующих положений конвенции ранее выступило некоммерческое партнерство "ГЛОНАСС", в которое входят "Яндекс", "Ростелеком", МТС и другие компании.