Минэкономразвития (МЭР) предлагает правительству отказаться от тотального стимулирования внутреннего спроса для поддержки автопрома, считая, что это не мотивирует концерны снижать издержки и улучшать качество автомобилей. Об этом говорится в новом отраслевом мониторинге министерства.
Ведомство указывает, на фоне 40-процентной недозагрузки российских мощностей и общего чистого убытка автомобильной отрасли в 102,3 млрд рублей в 2015 году реструктуризация сектора так и не началась. Для выхода из кризиса необходимы структурные изменения - в том числе политики стимулирования игроков и рыночных перспектив в целом, отмечается в документе, который цитирует газета "Коммерсант".
- В России не могут написать стратегию развития автопрома до 2025 года br>
По словам курирующего вопросы развития секторов экономики замглавы МЭР Евгения Елина, мониторинг показал, что финансовые вливания в российский автопром, позволившие сохранить его в период предыдущего кризиса, не устранили причины "болезни". Тем неконкурентноспособным игрокам, кто должен был уйти с рынка, не дали "умереть", поэтому следующий кризис дал новую вспышку падения автопрома, а попытка погасить ее теми же инструментами уже не работает.
Министерство, по словам Елина, предлагает прекратить тотальную поддержку автопрома, предоставляя ее только тем компаниям, которые обеспечат более глубокую локализацию. Это сузит не только круг игроков, но и моделей, однако позволит оздоровить ситуацию, считают в ведомстве. "Сейчас просто "сжигаем" бюджетные средства", - отметил Елин.
При этом в 2017-2019 годах господдержка отрасли может составить 270 млрд рублей. Распределение средств МЭР предлагает увязать с реализацией обязательств автоконцернов по "промсборке", объемом добавленной стоимости, количеством технологических операций, а также с долей экспорта в продажах. Министерство хочет поддерживать развитие НИОКР и компонентной базы.
Как напоминает "Коммерсант", в середине 2015 года МЭР делало сходный анализ по авиатранспорту: ведомство сочло, что перенасыщение рынка приводит к хроническим убыткам авиакомпаний. Тогда министерство также предлагало не продолжать адресную господдержку, а позволить уйти с рынка компаниям с наибольшей долговой нагрузкой. Но последовавший уход с рынка "Трансаэро" не оправдал надежд: передел рынка привел к новому витку ценовых войн, рассказывали весной источники газеты в министерстве.