Прокуратура, рассмотрев жалобу столичных властей, признала деятельность сервиса премиум-такси Wheely нарушающей требования законодательства и пригрозила приостановить работу компании, если Wheely не исполнит представление ведомства. Об этом сообщила начальник пресс-службы столичной прокуратуры Людмила Нефедова.
"Органами прокуратуры Москвы проведена проверка по информации департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры о нарушении требований введенного в городе режима повышенной готовности столичным сервисом премиум-такси [Wheely] <...> Один из столичных сервисов такси продолжил работу, не представив соответствующую информацию в контрольные органы, что может повлечь осложнение эпидемиологической ситуации в городе, ставит под угрозу безопасность граждан, получающих данную услугу. По фактам выявленных нарушений Мещанская межрайонная прокуратура внесла руководителю организации представление об их незамедлительном устранении. Рассмотрение акта прокурорского реагирования и фактическое устранение нарушений поставлено на контроль", - приводит слова Нефедовой ТАСС.
Она добавила, что транспортный комплекс Москвы готов помочь компании начать работу в рамках закона. При этом Роскомнадзор признал деятельность департамента транспорта по агрегированию и обработке персональных данных водителей и данных о геолокации транспортных средств законной.
Напомним, из-за эпидемии коронавируса мэр Москвы Сергей Собянин приостановил в Москве работу сервисов заказных перевозок по договорам фрахтования (к ним формально относятся сервисы личных водителей, включая Wheely, и премиальные тарифы агрегаторов такси) с 13 апреля. 7 мая в его указе уточнялось, что перевозки по заказу могут осуществляться при условии предоставления сведений в Единую региональную навигационно-информационную систему Москвы (ЕРНИС). В департаменте транспорта тогда сообщили, что агрегаторы такси должны передавать в систему "треки по всем своим автомобилям и данные по водителям в режиме онлайн". Также в ведомстве заявили, что водители должны будут проверять наличие у пассажиров цифрового пропуска, а сами компании - еженедельно предоставлять в управление Роспотребнадзора по Москве и департамент транспорта данные о проведении санитарных мероприятий в рамках борьбы с коронавирусом.
В Wheely отмечали, что компания подключилась к системе проверки цифровых пропусков, но не намерена передавать данные о геолокации в ЕРНИС. Основатель Wheely Антон Чиркунов в обращении к клиентам компании сообщил, что сервис считает незаконным требование властей передавать данные о местоположении машин такси. Саму систему ЕРНИС Чиркунов назвал "режимом бога" для департамента транспорта, отметив, что она в реальном времени показывает местоположение машин всех городских служб, а с 2017 и машин служб такси (геолокация передается с телефонов водителей).
"Сейчас ни один закон Российской Федерации не устанавливает обязанность передавать геолокацию машин, занятых перевозкой пассажиров - тем более, в реальном времени. Эта обязанность закреплена только для регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам - то есть для автобусов. Без федерального закона нельзя ограничивать права водителей и пассажиров на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных. Подобная норма не должна вводиться без предварительного обсуждения, участия профильной комиссии, голосования. И полномочия местных властей (города или региона) на это не распространяются", - написал Чиркунов, добавив, что передача данных о местоположении должна осуществляться с использованием шифрования, однако ЕРНИС шифрование не поддерживает.
"Цели сбора геолокации всех водителей неизвестны. Также неизвестно, как эта информация используется, и у кого есть к ней доступ. Прецедентов передачи такого количества данных нет - ни в других регионах России, ни в других мировых мегаполисах. Apple и Google запретили использование геолокации даже в приложениях для отслеживания контактов с больными коронавирусом - чтобы не передавать точное местоположение людей и защитить их приватность. Я хочу привлечь общественное внимание к этой ситуации, и хочу, чтобы наши клиенты понимали, что происходит и что стоит за нашими действиями. Мы уверены, что безопасности поездок можно достичь и без нарушения конфиденциальности", - подытожил Чиркунов.
В пресс-службе дептранса заявили, что на основании указа мэра, пассажирские перевозки в Москве можно осуществлять при условии предоставления в ЕРНИС базовых сведений о перемещении автомобилей. Это требование выполнили агрегаторы "Яндекс.Такси", "Ситимобил" и Gett. Компания Wheely возобновила работу, но не передает данные в ЕРНС.
В свою очередь представитель Wheely заявил, что компания пока не получала никаких предписаний, а о решении прокуратуры "узнала из новостей". "Если данное предписание поступит, мы будем его обжаловать", - подчеркнули в пресс-службе компании, напомнив, что сервис уже обращался и в департамент транспорта Москвы, и в прокуратуру, "обратив их внимание на то, что приказ [департамента транспорта] противоречит Конституции РФ, а также федеральному законодательству, целям и задачам указа мэра".
В компании добавили, что мэрия так и не объяснила, как получение геолокации помогает в борьбе с коронавирусом. "Ведь и пассажиру, и водителю нужен пропуск, чтобы передвигаться по Москве. Данные пропуска выдаются по запросу граждан и содержат всю необходимую информацию", - напомнили в компании.
"Нам также остается непонятна позиция департамента транспорта в отношении работы с агрегаторами. Так, некоторые передают геолокацию и данные о водителях, а другие - только геолокацию. При этом не учитывается, что передача данных о водителях требует согласия водителей, а, значит, никак не может быть требованием", - отметили в Wheely.